logo_calendar Однажды окружил Господа Иисуса Христа народ, среди которого были и фарисеи, и законники. Один из законников задал Ему вопрос...

 ...«Учителю! Какая заповедь самая большая в законе?» Речь о законе Моисеевом, о законе того Предания, в котором тогда там жили верующие люди.

Трудно сказать, какими побуждениями руководствовался законник, задавший этот вопрос. Очень может быть, что он искушал Спасителя. Так много говорили о Христе, о том, что Он ниспровергает закон и пророков, что самые основы веры потрясает новое учение о жизни в вере, которое проповедовал Господь Иисус Христос. Может быть, и этот законник хотел, чтобы и тут Спаситель сказал что-нибудь такое, что дало бы им повод, если не причину, поднять гонение на Него. А может быть побуждения были и совсем другие...

Иисус Христос всею своею проповедью опровергал ложь, фальшь, которой нередко прикрывали фарисеи и законники то, что в законе было плохо. А почему они это делали, откуда взялись эта фальшь и ложь? от того, что самую суть закона Божьего они не понимали. И сущность религиозного закона уходила из жизни, оставалась одна его форма. Поэтому форма была полна фальши, лжи.

И вот, Христос отвечает на заданный вопрос: «Возлюби Бога твоего всем сердцем, всеми мыслями, всею душою своею.» Вот первая заповедь. И вторая, ей подобная: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На этих двух заповедях держится весь закон. На них стоят закон и пророки, и всё Предание — на любви. Любовь — это душа религиозного закона, душа всех заповедей: и Моисеевых , и тех, которые дал Господь Иисус Христос. Когда есть любовь, есть и смысл исполнения заповедей Божьих. А если любви у человека нет ни к Богу, ни к человеку — к ближнему, то как бы мы старательно ни исполняли все остальные заповеди, весь закон, всех пророков, и всё Предание, это ни к чему хорошему не приведёт. Это не имеет никакой цены, потому что будет бездушная, мертвая вера и мертвое исполнение заповедей. Жизнь им дает любовь. Она — жизненное начало, основной, главный принцип религиозной нравственности, религиозной жизни с Богом, братья и сёстры во Христе. Трудна эта заповедь — как любить? Кто такой — ближний?

Конечно, мы все любим друг друга в какой-то мере. Любим свою семью, с этого начинается любовь к ближнему. Любим свой род, даже любим, может быть, и свой народ. Любим то место, где живём: село ли, городок ли, какую-нибудь часть этого городка. Любим... А как любим? Какою любовью? Любовь к ближнему должна быть другой. Любовь к Богу — вот что должно основывать любовь к ближнему, братья и сёстры! А у нас с вами достаточно ли любви к Богу?.. Все ли мы чувствуем Бога как нашего Небесного Отца, любим Его как Отца? А именно такую любовь требует от нас Христос — к Богу, как к Отцу Небесному. И когда так человек любит Бога, тогда каждый человек нам становится братом, сестрой, потому что все люди — дети Божии. Тогда любовь к человеку получает своё основание в любви к Богу. Не любим Бога — мало любим и друг друга. И эта любовь к ближнему, к семье, к Родине, к государству, к народу оказывается очень относительной. А она не должна быть такой. Настоящая любовь к ближнему предполагает любовь к каждому человеку, живущему где бы то ни было. И от этого только зависит счастье, мир, радость, благополучие, правда, культура наша — только от этого! От этой любви, которая есть смысл высшей жизни — в Боге.

Представьте себе, что семья живёт очень хорошо, любя друг друга. Но вокруг неё, в том поселении, в котором она живёт, в селе ли, в городе или в квартале люди живут между собой совсем плохо. Это будет отражаться и на жизни этой семьи. А если хорошо живут в селе, но плохо живут в государстве, в обществе, к которому принадлежит село, будет ли благополучие в их жизни? Нет, не будет. Если между государствами, т.е. ещё большими общностями людей, строятся отношения не на любви, а на вражде, как будут жить эти государства? Как будут себя чувствовать люди, если они окружены сплошной враждой со всех сторон? От того, что именно господствует в мире — вражда или любовь — зависит благополучие каждого человека в отдельности. И наоборот. От того, что с каждым отдельным человеком происходит, зависит и происходящее в мире. Чем больше в отдельном человеке любви, тем больше счастья, благополучия, правды настоящей и во всем мире. Вот почему христианская любовь так важна для всех — для каждого человека в мире, в любом государстве, в любом обществе, в каждой семье, в каждом народе...

Христос принёс на землю новую заповедь любви. О такой любви никто никогда не учил, учил только Христос. Он принес эту любовь и говорит нам всем: «Возлюбите друг друга так, как Я вас возлюбил». То есть жертвенной любовью надо любить друг друга, братья и сёстры, ибо Он Сам любил жертвенной любовью. А другой настоящей любви и не существует.

Она требует от нас смирения. Лишь подвиг смирения раскрывает в нас силу любви, способность любить. А мы боимся этого подвига, этого креста. Не будем бояться его, потому что, подняв его на свои плечи, мы раскрываем в себе силы. Любовь несёт всегда счастье, всегда радость.

Язык любви понимают даже животные и звери. Вы это знаете из житий святых — и Серафима Саровского, и Сергия Радонежского. Любовь долготерпит, она не превозносится, она исполнена благости. Прочитайте гимн любви, который содержится в послании апостола Павла к коринфянам. Запомните и другое — из послания апостола Павла к колоссянам: «Старайтесь — говорит апостол — облечься в любовь, которая есть совокупность всех совершенств».

Аминь.

Всеволод Шпиллер прот.