logo_calendar   По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом.

Cв. Иоанн Златоуст Творения. На Мф. беседа I

 

 "И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали"

 Для чего Господь восходит на гору? Чтобы научить нас, сколько удобны пустыня и уединение, когда нужно молиться Богу. Для того Он часто уходит в пустыни, и неоднократно проводит там ночи в молитве, уча нас избирать такое время и место, которые бы нас располагали к спокойной молитве. Пустыня есть матерь безмолвия, покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги. Итак, Христос для молитвы взошел на гору; а ученики опять борются с волнами и претерпевают бурю, как и прежде. Но тогда во время бури Христос был с ними на корабле, а теперь они одни. Господь постепенно и мало-помалу ведет их к большему, и приучает переносить все мужественно. Поэтому-то, когда они в первый раз подвергались опасности, был с ними, хотя и спал, чтобы тем самым успокоить их; теперь же, ведя их к большему терпению, поступает иначе: уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря, так что им не оставалось никакой надежды к спасению, и на всю ночь оставляет их бороться с волнами, - чем, думаю, хотел тронуть жестокое их сердце. Таковое действие должен был произвесть страх, возбужденный как бурею, так и ночным временем. Сверх сердечного умиления, Господь располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним и непрестанному памятованию о Нем. Вот почему Он не тотчас явился к ним, но, как говорит евангелист, "в четвертую стражу нощи, иде к ним Иисус, ходя по морю", - чем научал их не искать скорого избавления от окружающих бедствий, но мужественно переносить все, что ни случится. Но когда они ожидали избавления, страх еще более увеличился. Видевше Его ученицы по морю ходяща, говорит евангелист, "смутишася, глаголюще, яко призрак есть; и от страха возопиша". Господь и всегда так поступает: когда хочет прекратить бедствия, насылает другие, тягчайшие и ужаснейшие. Так было и в настоящем случае: кроме бури, и явление Христово устрашило их не менее бури. Христос не рассеял тьмы и не вдруг открыл Себя ученикам, чтобы продолжительностью страха укрепить их, как сказал я, и приучить к терпению. Так поступлено было и с Иовом. Когда Богу угодно было прекратить его страх и искушение, попустил, чтобы последнее страдание было тягчайшим. Я разумею здесь не смерть детей и слова жены, но укоризны рабов и друзей. Равным образом, когда Бог хотел Иакова избавить от бедствования на чужой стороне, попустил, чтоб открылись новые беспокойства и непрестанно увеличивались. Тесть настиг его на пути и угрожал смертью, а потом брат, хотевший перехватить на дороге, поверг его в крайнюю опасность. Так как человеку не возможно вынести искушений продолжительных и сильных, то Господь, желая, чтобы праведники приобрели больше, пред окончанием их подвигов увеличивает испытания. Так поступил Он и с Авраамом, назначив ему последним искушением заклание сына. И несносное делается сносным, когда налагается на человека при дверях, незадолго до освобождения. Так поступил Христос и в настоящем случае: не прежде открыл Себя апостолам, чем они возопили. Чем более увеличивалось беспокойство, тем приятнее для них было пришествие Христово.

_

"Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо"

 Не удивляйся произошедшему с Илией. Как нечто странное случилось с ним в отличие от всех упомянутых святых из-за того, что он был взят в вихре на небо, так его дух имел нечто исключительное, так что он не только почивал на Елисее, но сошел и на Иоанна при его рождении, и Иоанн лично исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, и лично предварил Христа в духе и силе Илии. Ибо в одном человеке может быть множество не только злых, но и добрых духов. В самом деле, Давид просит утвердить его Духом владычественным и обновить внутри него дух правый. И если для того, чтобы Спаситель смог передать нам дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и Он преисполнился духом страха Божия (Ис 11:2-3), то можно помыслить, что эти добрые духи суть во множестве в одном и том же человеке.

 И мы изложили это, сказав, что Иоанн предварил Христа в духе и силе Илии (Лк 1:17), чтобы слова Илия уже пришел (Мф 17:12) относились к духу Илии, который был в Иоанне, как поняли и трое поднимавшихся с Ним учеников, что Он говорил им об Иоанне Крестителе (Мф 17:13). На Елисее покоился только дух Илии, Иоанн же предварил Христа не только в духе, но и в силе Илии (Лк 1:17), поэтому и Елисей не мог называться Илией, а Иоанн и был самим Илией. Если же нужно представить Писание, из которого книжники говорили, что Илии надлежит прийти прежде (Мф 17:10), послушай Малахию, который говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка и далее до слов: чтобы Я, придя, не поразил землю полностью (Мал 4:5-6). И видимо, этими словами показывается, что Илия некоторыми священными словами и установлениями в душах предуготовляет для славного пришествия Христова тех, кто оказался достоин этого. Ибо земные [люди] не смогли бы вынести его из-за преизбытка славы, если бы они не были прежде предуготованы Илией. И в этом месте под Илией я понимаю не душу того пророка, но его дух и силу. Ибо это есть то, благодаря чему все восстановится, чтобы для тех, кто восстановился и от этого восстановления стал способным вместить славу Христову, пришел узреваемый во славе Сын Божий. Если же Илия есть некое слово, низшее того Слова, которое было в начале у Бога (Ин 1:1), Божьего Слова, и оно могло бы прийти словно бы предварительное наставление, дабы подготовить собою народ, чтобы он стал готовым к принятию совершенного Слова.

Ориген