Единственное абсолютное условие любого обращения к Богу – с покаянием ли в грехах, с благодарностью ли за Его милости – отсутствие скрытых в сердце претензий друг ко другу.
Бог силен пройти сквозь любые препятствия – но скоксовавшаяся затаенная злоба в сердце даже для Него непреодолима. Даже Сам Господь Бог не может вынудить человека простить, если он этого не захочет. Простить – не только и не столько повернуться друг ко другу лицом, возобновить общение, перестать осуждать. Простить – значит начать с чистого листа, поверить, полюбить, стереть дочиста все требования, злопамятство, плохие воспоминания, дурные эмоции. Скажете: да кто же это может? А вы пробовали? Опыт показывает, что в этот день – Прощеное воскресенье – сам воздух становится каким-то размягченным, трепетным и нежным – словно природа отзывается на повышение градуса сердечной теплоты. Не простив в этот день, другого можно уже и не дождаться.
Значит, последняя, пятая мысль о том, что Бог Свои действия по отношению к каждому из нас соизмеряет с нашим поведением: будешь щедрым и великодушным к другим – и Бог к тебе отнесется с милостью; будешь мелочным и придирчивым – и с тебя взыщут по полной, без всяких скидок.
Дай же нам, Господи, приступить к Святой Четыредесятнице не борзясь, не с высоко задранным подбородком и подкачанными духовными мышцами – а со страхом и трепетом, благоговейно ожидая от Тебя помощи и милости, и честно делая то, что вполне в наших силах!
Великанов Павел, протоиерей.