῾Ο ἅγιος Γρηγόριος ποιμήν εἰρηνοποιός
Эпоха святого Григория была исключительно бурной, и не только по причине тех проблем и распрей, которые вызывали прозападные книжники, но и происходившей тогда ужасной междоусобной войны, которая изнурила силы Империи и способствовала ее быстрейшему падению. Он пишет к Старцам Святой Горы:
«Но при этой смуте, безместно начавшейся, что нам следует делать? Побуждать соотечественников устремляться друг на друга, или увещевать признавать друг во друге членов одного народа и не обращаться со своими как с инородцами?».
Святитель не отождествляет себя ни с партией Палеологов, ни с партией Кантакузинов. Он ценил Иоанна Кантакузина, но не отождествлял себя с ним. Он глубоко скорбел о братоубийственной резне и приложил все усилия для умирения сражающихся.
К несчастью, Патриарх Иоанн Калека, встав на сторону Палеологов, разжигал пламя междоусобной войны20. Поскольку он не смог получить согласия с этой своей позицией у миротворца Григория, он обратился против него. Поддерживая прежде его богословие, он вступил в союз с его врагами и начал гонение на него под тем предлогом, что святитель якобы неправославно учит. Он даже заключил его на целых четыре года в тюрьму.
Правильно утверждает П. Христу, что этот святой подвергся гонению, так как,«во-первых, он провозгласил, что почитает Соборы, во-вторых, соглашается со святыми Отцами, в-третьих, подает совет об умирении Государства».
В 1350 году он вернулся в Фессалонику с Лемноса, куда удалился ранее, так как мятежники препятствовали его въезду в Фессалонику.
При въезде в город он произнес благолепнейшую молитву, а через три дня – свою знаменитую Речь «О мире между собою».
И в других своих речах он часто взывает о мире. О примирении с Богом, с ближними, и с самими собою. Однако в конечном слове мир – один – тот, который имеет благоволение Отца, «Вочеловечением Господа нашего Иисуса Христа как совершенный и непреложный и всякому роду, и всем просящим подаваемый».
Ради этого мира «и мы поставлены вам, Церкви Христовой, служителями Его достояния и удостоены от Него благодати, и мир прежде всего благовествуем вам по переданному нам через апостолов от Спасителя обетованию, и тем разчлененные части собираем воедино и произошедшую от ненависти болезнь и чахлость извергаем из душ наших».
Эти политические распри и противоречия наполняли души многих христиан ненавистью и злобой. Святитель со скорбью стремится искоренить эти трудно излечимые страсти из их душ и уврачевать их. Для этого преподобного и богоносного пастыря недостаточно одного лишь мирного сосуществования. Он ищет единения душ, единения в Теле Христовом, единения с центром во Христе.
«Но всем, изменившись и воедино собравшись посредством мира в Боге, и любви и единомыслия, посреди себя иметь Господа нашего Иисуса Христа по сладостному Его обетованию». Те, кто достигнет этого мира, достигнут«видения Господа…(и) оттуда сияющей божественной Славы…(и) в должное время (обретут по благодати) вечную жизнь и славу и царство».
По материалам: "Палама.ру"