Тот, кто ведет истинную духовную жизнь, становится ближе к другому. По мере роста начинаешь понимать слова Христа: «Кто хочет быть первым, должен стать последним и умыть ноги другим». Ты посещаешь Церковь уже много лет. Но твой ребенок не может подойти к тебе и просто поговорить. Он тебя боится. Ты так много лет в Церкви и не можешь выслушать другого, как будто запрещено в твоем присутствии высказывать разные мнения. Тебя боится и твоя супруга/твой супруг. Ты так много лет в Церкви и позавчера услышал, когда тебя обсуждали, горькую правду: все боятся тебя, дрожат и лицемерят перед тобой. Почему? Потому что ты не можешь позволить правде себя проявить. Сначала своей правде, а потом и других. Ты не можешь этого вынести. Почему? Потому что ты не научился заглядывать внутрь себя и вокруг. Если бы ты увидел свою душу, понял бы: то же, что терпишь ты, терпят и другие. Как ты, так и другие. И как и другие бывают и хорошими, и плохими, и грешными, и аморальными, говори как хочешь, таким являешься и ты.
Все свое мы держим внутри себя. И ты, и я. Нет ничего такого, о чем бы ты не подумал, не подумал я и весь мир. Просто некоторые хорошо знают, как избежать ситуаций, которые обсуждать не следует. Делаем вид, что проблем у нас нет. Но они же существуют. Изображаем из себя духовного и совершенного человека, но не являемся таковым на самом деле.
Мы говорили уже о признаках, свидетельствующих о нашем духовном росте. Если твоя церковная жизнь приносит плоды. Если можешь со строгостью посмотреть сам на себя, как в зеркало, то извлечешь для себя пользу. Цель, конечно же, не в том, чтобы унывать из-за несовершенства, но идти дальше. Сегодня мы пришли к таким выводам: знак духовного возрастания – перемещение счастье извне вовнутрь. Внешние события не должны обезобразить твой внутренний мир. Мы также говорили, что не нужно отождествлять себя с внешним поведением другого, важно дистанцироваться от его волнений и не делать их своей проблемой. И последнее, о чем шла речь: будь настоящим настолько, насколько можешь, чтобы и другие могли быть самими собой, не опасаясь тебя.
Мир устал от нашей фальши. Он просит простоты и подлинности в духовной жизни. Потому что «духовность» означает, среди прочего, и возвращение к естественности, возвращение к простой повседневной жизни, той обычной жизни, которую также любил Христос, идя по пыльным улицам нашей жизни и притягивая все к Себе.
Из книги о. Андрея (Конаноса) «В браке есть свои сложности…» Перевод Сергея Рудько
По материалам: "Православная Жизнь"