Введение во храм Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Церкви существует 4 праздника, которые последовательно рассказывают нам о важнейших для нас событиях в жизни Пресвятой Богородицы: Ее рождеству; Ее ведению во храм; благовещению Ей Архангелом Гавриилом о безсеменном зачатии в Ее чреве Сына Божия и Ее успению. Смысл сегодняшнего праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, пожалуй, нуждается в наибольшем пояснении. Итак, родители Девы Марии, долгое время не имея детей, дали обет, что посвятят долгожданного ребенка, который у них родится, Богу. И вот, когда Деве было три года, они привели ее в Иерусалимский храм, при котором она и воспитывалась до совершеннолетнего возраста. Пресвятая Богородица всю свою жизнь желала посвятить на служение Богу. И вход Пресвятой Богородицы во храм – это начало Ее служения, служения, которое принесло спасение всему миру. Именно поэтому мы особо отмечаем это событие Ее жизни. Дева Мария не просто вошла в Иерусалимский ветхозаветный храм. Она была введена во «святая святых» храма – самое святое его место. Это сделал первосвященник Захария, которым руководил Святой Дух. Во «Святая святых» невидимо присутствовал Сам Господь Бог, «слава Господня» наполняла это место. Об этом говорится в Паримиях. Во «святая святых» не могли входить даже священники, но только один первосвященник и только один раз в год. Что же, Деве Марии, в виде исключения, оказали особую честь? Скорее, наоборот. Во «святая святых» вошла Та, Которая благодатью превосходила величие «святая святых», — говорится в Каноне праздника, который читался вчера на утрене. Туда вошла будущая Богородица, Исполнительница «смотрения Зиждителева», как говорится в тропаре праздника Введения, то есть Исполнительница замысла (Промысла) Творца о спасении всех людей от власти греха и смерти через Воплощение от Нее Сына Божия. По замыслу Творца, Задачей Ветхого Завета, Ветхого Закона являлось подготовить приход Искупителя, Сына Божия, в мир. В поколениях ветхозаветных праведников Бог созидает Себе дом, чистейшего человека – Пресвятую Деву. Не случайно их всех Церковь именует «богоотцами», а не только Деву Марию – Богоматерью. Богородица унаследовала самые добродетельные качества своих предков, и сама всецело, совершеннее всех людей исполняла волю Божию и ни в чем, в отличие от всех других людей, никогда не согрешила. Она достигла высшей святости, возможной в условиях Ветхого Завета. А после этого уже могло осуществиться дело Искупления, совершить которое способен одно лишь Бог. В ветхозаветную «святая святых» входит Та, Которая «святая святых большая», как мы поем в древнем Акафисте Пресвятой Богородице, то есть Та, Которая больше «святая святых». В ветхозаветной «святая святых» пребывал пока еще Неприступный для людей Бог; в Деве Марии же, новозаветной «святая святых», будет пребывать Бог Воплотившийся. Дева Мария не только могла, но и должна была войти во «святая святых», «предъизображая благоволение Божие к человекам», «проповедуя спасение человеков», как говоится в тропаре праздника Введения. Ветхозветный первосвященник, входя во «святая святых» один раз в год с кровью жертвенных козлов и тельцов, приносил Богу жертву за грехи всего ветхозаветного избранного народа. Об этом рассказывается в Послании апостола Павла к Евреям, которое читалось сегодня за Литургией. Однако этот обряд служил лишь напоминанием людям об их греховности и побуждало их к раскаянию. В Ветхом Завете еще не было искупления грехов, а значит, возможности прощения грехов; дорога в рай и в Царство Небесное была для людей закрыта. В кондаке праздника Введения о Богородице говорится: «Пречистый Храм Спасов… днесь вводится в дом Господень, благодать с собою вводящи». Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы напоминает нам, что именно Богородица ввела в мир Искупителя, а значит, новозаветную благодать прощения грехов и воскресения из мертвых. От Девы воплотился Христос и, по словам апостола Павла, как Небесный Первосвященник, раз и навсегда восшел в Небесную «святая святых», на Небо, не с кровью козлов и тельцов, но со Своею собственною Кровью, и обрел для нас вечное искупление от грехов и смерти. Богородица ввела в мир Христа, а значит, и благодать новозаветного духовного совершенства. И уже в Новом Завете, в Его Церкви, достигла уже не только предела ветхозаветной святости, но и превзошла все вершины святости новозаветной. Первосвященнику подобало ввести Деву Марию во «святая святых» Иерусалимского храма не только как будущее вместилище Самого Бога, но и как будущего самого святого человека на земле. Перед Богородицей меркнет самое святое место Иерусалимского храма, его «святая святых», и этот образ помогает нам понять, почему в Православной Церкви Богородице воздается совершенно особое почитание, почитание выше всех святых и даже выше ангелов. Пресвятая Богородица выносила под сердцем Бога, Воплотившегося Бога, Который дал нам искупление и спасение; и это воплощение стало возможным благодаря «накоплению» святости в поколениях ветхозаветных праведников, таких, как родители Богордицы Иоаким и Анна и, прежде всего, личному подвигу, личной святости Пресвятой Богородицы. Именно поэтому мы почитаем Богородицу в высшей степени святой, величаем Ее как Пре-славную, Пре-святую, Пре-чистую, Пре-непорочную… «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем».