Однажды утром в палатку начальника отряда влетает сияющий от восторга отрядный врач Переверзев и заявляет,
что он открыл такую здоровую родниковую воду,...
какой не пьет сам главнокомандующий, и пригласил всех нас к себе на чай. Чай оказался из безупречной родниковой воды, и мы долго ломали головы над вопросом. откуда могла появиться родниковая вода. Доктор подкатил к нам бочку, наполненную прежней болотной зеленой вонючей водой и, взяв наполненный каким-то белым порошком в роде соли небольшой небольшой плотяный мешочек, начал водить им по поверхности воды.
Вид у доктора был такой, как будто он священнодействоваль.
Внимание у всех возбудилось.
Оставив бочку в покое, доктор поставил среди нашего чайного стола прозрачную аптечную склянку, емкостью в четверть ведра, наполнил ее той же мутно-зеленою болотною водою и полоскал вней несколько раз тем же мешочком с порошком, которым он полоскал в бочке.
На наших глазах сейчас же по мутной воде змейками забегали светлые прозрачные полоски, которые становились все многочисленнее, шире, длиннее и, наконец, стало ясно видно, как вся вода делалась все чище прозрачней, и муть в виде тяжелых, шероховатых волокон, стала опускаться на дно.
Через несколько минут вся вода в склянке сделалась прозрачной и светлой, как хрусталь, и совершенно утратила болотный запах.
При виде таких блестящих результатов мы подняли доктора на "ура" и попросили разъяснить показанное чудо обращения вонючей болотной воды в безупречную родниковую.
Но доктор охладил наш восторг самым прозаическим образом. так чудо его было просто, так мало было здесь чудесного.
- Очено жаль, - начал доктор, - что настоящее,без сомнения полезное, открытие принадлежит не мне и не светилам медицинской науки. А старо оно, как Божий мир. Еще задолго до Рождества Христова было известно оно индусам,египтянам, вавилонянам, сирийцам, китайцам, последствии гуннам и от них, вероятно, перешло на Кавказ, так как история уже доказала, что некоторые кавказские племена, например, ингуши, кази-кумыки. абаза и чеченцы - прямые потомки гуннов.
Теперь это великое водоочистительное средство применяется только у полудиких горских племен, а нами цивилизованными
европейцами совершенно забыто.
Дело в том, что еще на студенческой скамье, при изучении фармацевтической химии, я знал о замечательном вяжущем свойстве квасцов, знал также, что цирюльники держат их для моментальной остановки крови из порезов, так что порезанный пациент даже этого не заметит, что его порезали.
Знал и все забыл.
Приехав на Кавказ, я был поражен тем огромным значением, которое придавали квасцам горцы, а от них переняли это наши простые солдаты. Ими не только заживляли порезы и большие раны, но и лечили все виды кровотечений даже внутренних, лечили горловые болезни, желудочные, дезинтерии, предупреждали и утоляли жажду при безводье и прочее.
Здесь, на досуге, принялся я за опыты с квасцами при излечении ран, порезов, дезинтерии и вот сегодня рано утром, совершенно случайно, во время такого опыта я пролил густой раствор квасцов в грязную, окровавленную после операции воду и, на моих глазах, в несколько секунд мутная, зараженная испорченной кровью, вода стала совершенно чистой и прозрачной как слеза. Теперь я поневоле обратил внимание
на их великую силу при водоочищении, и результаты вы видите сами. Обидно мне только то, что я знал еще, повторяю, на университетской скамейке, но забыл, потому что не обратил на это серьезного внимания.
"Херсонские епархиальные ведомости" 1908 год
(часть III) >